ОСНОВЫ  РЕАНИМАТОЛОГИИ

 

                                         

                                             ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                                          

                                               

Метод исследования – это совокупность способов и приемов развития научного знания.

 

К методам практического исследования относятся:

  1. Теоретический и исторический анализ.
  2. Сравнение.
  3. Тестирование.
  4. Статистический анализ.
  5. Эксперимент.
  6. Наблюдение.
  7. Анкетирование.
  8. Интервьюирование.
  9. Изучение документов.

К теоретическому и историческому анализу литературных источников исследователь обращается на подготовительном этапе и собственно исследовательском.

 

На подготовительной стадии происходит первичное ознакомление с литературой, с новейшими сведениями, имеющимися в педагогике и смежными с ней областями.

 

На втором этапе работа с литературой становится более глубокой, она необходима для уточнения, подтверждения или опровержения, обоснования полученных результатов.

 

Беседа – вид опроса, строящегося на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом (респондентом) или группой лиц с целью получения сведений по изучаемому вопросу.

 

Беседа должна проводиться в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному, продуманному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Проводящий беседу должен хорошо знать предмет исследования и суметь завоевать доверие собеседника, задавая четко сформулированные вопросы. Исследователь должен быть тактичным, корректным и всегда помнить о том, что его задача - собрать необходимые сведения, а не поучать или спорить.

 

Интервьюирование – проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.

 

Анкетирование – метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.

 

Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых.

 

Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым (таблица 3). Следует знать, что по содержанию вопросы могут быть прямыми и косвенными, а по форме представления ответов – открытыми и закрытыми.

 

Большое место в процессе исследований занимает наблюдение – планомерное, целенаправленное и систематизированное познание изучаемых объектов, осуществляемое органами чувств или с помощью специальных приборов. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

 

К достоинствам метода наблюдения относятся:

  • наблюдение реального сестринского процесса в динамике;
  • регистрация событий в момент их протекания;
  • независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

Эксперимент. Эксперимент предусматривает активное вмешательство исследователя в процесс путем создания необходимых, технологически обоснованных условий, исключающих побочное влияние спонтанных сопутствующих факторов (обстоятельств) на конечный результат исследуемого процесса. Таким образом, основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследуемой процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.

 

В зависимости от поставленных задач используются разные типы экспериментов или эксперимент подразделяется на несколько этапов.

 

Констатирующий (проверочный) эксперимент проводится, как правило, в начале экспериментального исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. Проведение данного эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности.

 

Формирующий (созидательный) эксперимент является заключительным звеном в исследовании.

В зависимости от характера экспериментальной ситуации в педагогической науке различают естественный и модельный эксперименты.

 

Естественный эксперимент представляет собой реальную практическую деятельность. При этом испытуемым объясняются задачи содержания исследования (открытый эксперимент), или он проводится при полной неосведомленности участников (закрытый эксперимент).

 

Модельный эксперимент отличается от естественного тем, что он проводится в относительно строго контролируемых условиях (для устранения побочных явлений), например в ходе ПП, где все испытуемые имеют практически одинаковые условия.