ОСНОВЫ  РЕАНИМАТОЛОГИИ

 

                                 

                                    СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

                                              ВКР имеет следующие структурные элементы:

  • 1. Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенным правилам, на обороте титульного листа ставится дата и подпись научного руководителя, нормоконтролёра и рецензента, как правило, это одно и то же лицо (Приложение 3).
  • 2. Содержание содержит перечень частей исследовательской работы с указанием страниц, соответствующих началу каждой части работы.
  • Содержание дает общее представление о структуре работы и позволяет легко находить нужные фрагменты текста. В нем нельзя сокращать или давать заголовки в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с текстом. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице.
  • 3. Введение раскрывает актуальность выбранной темы исследования, степень разработанности темы, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, практическую значимость.
  • 4. Основная часть состоит из двух глав – теоретической и практической. Теоретическая глава содержит реферативный обзор литературных источников по теме ВКР. Практическая глава оформляется дипломником в зависимости от его возможностей и творческого подхода к написанию работы. В стандартном виде практическая глава содержит документацию сестринского процесса (ДСП), с подробным описанием всех этапов и планированием сестринского ухода. К ДСП должны прилагаться: температурный лист, лист динамического сестринского наблюдения, лист оценки боли, лист медикаментозной терапии. При составлении и реализации плана ухода, дипломник должен описывать выполняемые манипуляции в соответствии со стандартами ТМУ, отражая информацию в приложении. При желании дипломник может провести курацию нескольких пациентов и провести анализ ДСП.
  • 5. Заключение, в котором подводятся основные итоги работы, формулируются выводы и возможные практические рекомендации.
  • 6. Список используемой литературы. Список используемой литературы должен содержать не менее 15-20 источников.
  • 7. Приложение, иллюстрирующее отдельные стороны исследовательской работы (ДСП, таблицы, диаграммы, стандарты ТМУ и т.д.).

Объём ВКР составляет 30 – 50 страниц без учета приложений.

                Пример оформления содержания выпускной квалификационной работы.

                                                                   ВВЕДЕНИЕ


Введение содержит только текстовой материал.

 

Основная цель введения – обосновать актуальность исследования. Во введении раскрывается современное состояние проблемы, которой посвящена работа. Приводится краткий обзор истории вопроса с указанием авторов, занимавшихся изучением выбранной темы, и направлений, в которых изучалась данная проблема. Рекомендуется кратко упомянуть об основных результатах, полученных в ходе исследования данной темы, обозначить вопросы, которые являются недостаточно изученными, а также привести имеющиеся статистические данные по теме в сравнении (РФ, СФО, ЗК).

 

Исходя из этого, автором формулируется актуальность темы исследования, обозначаются цель и задачи работы.


Цель исследования предполагает общую формулировку проблемы.

 

Задачи носят частный характер и затрагивают отдельные стороны проблемы. Обычно формулируется от трех до пяти задач.

 

Обязательно указывается объект и предмет исследования.

 

При необходимости обосновывается база исследования и практическая значимость.

 

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для решения задач практики.


Введение должно быть кратким в нем не следует полностью раскрывать проблематику данной темы.

 

Примерный объем введения выпускной квалификационной работы составляет 1,5-2 листа.

                                                     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ


Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполняется. Цель исследования преследует теоретическое обоснование проблемы исследования и раскрывает практическое решение данной проблемы.


Формулировка цели должна четко демонстрировать конечный результат исследования (словесно-логическое описание результата).


Цель - это декларативная форма представления темы исследования в виде утвердительного предложения, начинающегося с фразы: «Целью настоящего исследования является…» и продолжающееся отглагольным существительным, которое будет определять дальнейшие действия исследователя (описание, выявление, подтверждение, сравнение, демонстрация, изучение, проведение). Описание их решения и составляет содержание соответствующих глав и параграфов в работе.

 

Заголовки глав следуют из формулировок задач исследования. Таким образом, задачи исследования определяют логику и этапы работы. Оптимальное число задач для работы от 3 до 5. Описание задач должно представлять собой определенную последовательность.

 

Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от характера исследования):

  • 1. Решение определённых теоретических вопросов, входящих в общую проблему (выявление сущности исследуемого понятия, педагогического явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.). Чаще всего такие задачи начинаются глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и др.
  • 2. Эмпирическое или экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных черт передового опыта и пр. В этом классе задач часто используются такие действия как: описать, охарактеризовать, определить, изучить, ознакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, проследить и др.
  • 3. Обоснование необходимой системы мер для решения поставленной педагогической задачи. Исследовательские действия данного класса задач: определить, разработать, смоделировать, усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить, подготовить, создать, произвести, выработать, сформулировать и др. Эти задачи самым прямым образом связаны с преобразованием предмета исследования.
  • 4. Экспериментальную (или эмпирическую) проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия её критериям оптимальности, т.е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов решения этой задача. Исследовательские действия: экспериментально проверить и установить, выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить, апробировать, провести эмпирическую проверку (пробу) и др.
  • 5. Разработку на основе всего исследования определенных методических рекомендательных материалов. Виды исследовательских действий: разработать, составить, раскрыть, описать, создать, выработать, наметить, сформулировать и др. Эти действия всегда предполагают определенные дополнения, указывающие на составление программ, учебных планов, методических рекомендаций, указаний, инструкций, карт, схем и другой проектной документации.

                                 

                               Пример формулировок целей и задач исследования:

 

Пример 1


Тема: Сестринский процесс при патологии опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования: углубление знаний по организации сестринского ухода за пациентами, страдающими заболеваниями ОДА.
Задачи исследования:

  • 1. Провести анализ литературных источников по проблеме патологии ОДА.
  • 2. Описать особенности сестринского процесса при остеоартрозе.
  • 3. Провести курацию пациента, страдающего остеоартрозом.
  • 4. Заполнить документацию сестринского процесса в соответствии с методическими рекомендациями.
  • 5. Провести анализ качества сестринской помощи для данного пациента.
  • 6. Оформить практические рекомендации для пациента по профилактике остеоартроза.


Пример 2


Тема: Организация сестринского ухода за детьми с гидроцефалией.
Цель исследования: углубление знаний по организации сестринского ухода за детьми с гидроцефалией.
Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме гидроцефалии.
  • 2. Описать особенности сестринского процесса.
  • 3. Провести курацию пациента, страдающего гидроцефалией.
  • 4. Заполнить документацию сестринского процесса в соответствии с методическими рекомендациями.
  • 5. Провести анализ качества сестринской помощи для данного пациента.
  • 6. Разработать проект рекомендаций по «Комплексной реабилитации детей с гидроцефалией».

 

Пример 3


Тема: Влияние вида вскармливания на развитие ребёнка первого года жизни.
Цель исследования: анализ показателей естественного и искусственного вскармливания на примере педиатрического участка детской поликлиники.
Задачи:

  • 1. Провести анализ медицинской литературы по вопросам вскармливания детей первого года жизни.
  • 2. Описать преимущества естественного вскармливания.
  • 3. Рассмотреть особенности искусственного вскармливания.
  • 3. Провести курацию детей, находящихся на естественном и искусственном вскармливании;
  • 4. Заполнить документацию сестринского процесса в соответствии с методическими рекомендациями.
  • 5. Провести анализ особенностей физического и НПР развития.
  • 6. Составить рекомендации для кормящих женщин по профилактике гипогалактии.

 

Пример 4


Тема: Сестринская помощь при гастритах.
Цель исследования: анализ эффективности сестринского процесса у пациентов с гастритами, на примере организации сестринского ухода за пациентами гастроэнтерологического отделения ГУЗ «ККБ».
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблеме гастритов.
2. Описать особенности сестринского процесса при хроническом гастрите.
3. Провести курацию пациентов, страдающих хроническим гастритом.
4. Заполнить документацию сестринского процесса в соответствии с методическими рекомендациями.
5. Провести анализ качества сестринской помощи для данного пациента.
6. Разработать практические рекомендации для пациента по рациональному и сбалансированному питанию.


                                ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ


Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой, как общее и частное.


Объект исследования рассматривается, как объективно существующие процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные дипломником для изучения.


Предмет исследования – те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта исследования, которые, собственно, и рассматриваются исследователем.


Предмет – это качественная характеристика одной из сторон выбранного объекта, которая будет изучаться; это то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования определяет его тему, поэтому формулировка предмета часто совпадает с темой или они могут быть близки по звучанию.


Иными словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Предмет – часть объекта исследования, более узкая и конкретная, именно на него и направлено основное внимание исследователя.

                           

Примеры формулировок объектов и предметов исследования:

 

Объект:

 

  • Сестринский процесс при ОНМК.
  • Управление качеством сестринской помощи в условиях неврологического отделения городской больницы.
  • Сестринский процесс при инфаркте миокарда.
  • Сестринский процесс при артериальной гипертонии.
  • Сестринский процесс при гидроцефалии.
  • Сестринский процесс при геморроидальной болезни.
  • Сестринский процесс при радикулопатии.

 

Предмет:

 

  • Планирование сестринского ухода у пациентов с ишемическим инсультом.
  • Экспертиза качества сестринской помощи.
  • Планирование сестринского ухода за пациентом, перенесшим инфаркт миокарда.
  • Планирование сестринского ухода за пациентами с АГ.
  • Планирование сестринского ухода за детьми с гидроцефалией в возрасте до 12 месяцев.
  • Планирование сестринского ухода в периоперативном процессе у пациентов с геморроем.
  • Оценка эффективности обезболивания НПВС при радикулитах.


                                       ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВКР (ПЕРВАЯ ГЛАВА)


Название глав должно быть отличным от названия темы, название раздела не должно повторять название главы.


Пример 1:
Тема: Организация сестринского ухода за детьми с ППЦНС.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ППЦНС в современной медицинской практике.

 

Пример 2:
Тема: Влияние вида вскармливания на развитие ребёнка первого года жизни.
Глава 1. Общая характеристика вскармливания детей первого года жизни.

 

Пример 3:
Тема: Организация сестринского ухода за детьми с гидроцефалией.
Глава 1: Современные представления о гидроцефалии.

 

Первая глава ВКР является теоретической, она характеризуется обилием цитат и ссылок. Как правило, в ней описываются:

  • этиология; 
  • факторы риска; 
  • патогенез; 
  • клиническая картина; 
  • диагностика; 
  • лечение; 
  • организация сестринского ухода; 
  • профилактика.

 

В тексте работы обязательно наличие ссылок на литературные источники. Указание на цитируемый источник приводится в квадратных скобках после цитаты: [23, 45]. Первая цифра обозначает номер источника в списке литературы, а вторая – номер страницы, с которой заимствована цитата.


Не только цитаты, но и произвольное изложение дипломником заимствованных из литературы принципиальных положений, включаются в ВКР со ссылкой на источник, однако без точного указания страниц: [23].


Если на одной странице работы повторно дается ссылка на тот же источник, то сноска должна иметь вид: [Там же, с 673]. Такой порядок оформления ссылок на литературные источники позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте.


Отдельные положения ВКР должны быть иллюстрированы результатами расчетов, цифровыми данными из справочников, монографий и других источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, её следует включать в приложение.


Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, табл. 4, рис. 8). Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над её названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то её приводят в заголовке таблицы после её названия.
Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком в правом нижнем углу.
Объём теоретической части в среднем составляет 15 - 20 листов.